"Tuning" в переводе с английского означает "настройка", "регулировка". Одно из наиболее привлекательных направлений доводки автомобильного двигателя - chip-tuning. Его особенность в том, что изменение характеристик мотора (мощности, крутящего момента, расхода топлива) достигается без каких-либо механических переделок двигателя - расточки цилиндров, увеличения хода поршня и т.д. Правда, это возможно только, если автомобиль оснащен электронным блоком управления двигателем (ECU - Engine Control Unit), который, собственно, и подвергается доработке.

ECU - это своего рода автомобильный компьютер. Он руководит работой мотора, то есть формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств системы впрыска топлива, зажигания и турбонаддува, числа оборотов и положения коленчатого вала двигателя, расхода воздуха и т.д. ,согласно информации, получаемой от датчиков. В таком компьютере находится один очень важный элемент - чип (chip) - микросхема памяти, в которую заложена программа управления двигателем.

Силовой агрегат каждой марки и модели современного автомобиля работает по собственной программе. Корректируя ее, можно изменять некоторые параметры работы систем двигателя - подавать в цилиндры больше или меньше топлива, устанавливать другой угол опережения зажигания, изменять режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. В программе управления турбированными двигателями изменяются момент включения турбонаддува и максимальное давление наддува, высвобождаются скрытые резервы мотора, которые были "зажаты" на этапе создания автомобиля.

Система управления современными дизельными моторами с турбонаддувом по сложности не уступает системам управления бензиновыми двигателями. Поэтому, chip-tuning возможен и для автомобилей с дизельным двигателем.

Chip-tuning можно проводить двумя способами. При первом - демонтируют стандартный чип, перепрограммируют его и возвращают на место; при втором - вместо снятой микросхемы устанавливают новую, с абсолютно другой программой. Основное преимущество chip-tuning - он значительно дешевле (200-500 у. е.), чем внесение изменений в конструкцию двигателя - расточка цилиндров, замена деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Еще одно преимущество такого тюнинга - выигрыш во времени. На эту операцию затрачивается от нескольких часов до двух дней, в то время как на модернизацию двигателя (форсирование) понадобится не одна неделя.

Chip tuning. За и против.
Ресурс двигателя, подвергнутого chip-tuning - главный вопрос, который беспокоит владельцев авто. Одни утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, к более интенсивному их износу. Другие настаивают на том, что при большем крутящем моменте передачи переключаются на более низких оборотах, когда поршни и другие детали испытывают меньшую нагрузку и совершают меньше движений, поэтому изнашиваются не так быстро. На практике моторесурс во многом зависит и от стиля вождения. Если за рулем гонщик, естественно, речи о большом ресурсе быть не может. Другое дело, если водитель авто ни за кем не гоняется. Ресурс двигателя в этом случае вряд ли будет отличаться от стандартного

Что касается эффективности chip-tuning на разных типах двигателей - судите сами: мощность бензинового атмосферного двигателя можно увеличить на 8-12%, турбированного - на 20-25%. В случае с турбированными дизельными моторами, их мощность удается повысить на 25-30%, а крутящий момент - на 20-25%.

Стоит отметить, что увеличение мощности не всегда в полной мере отражает реальный результат. Как правило, максимальную мощность двигатель выдает на оборотах, близких к максимуму. Но вряд ли кто-то постоянно ездит на оборотах близких к 6000. Прибавка крутящего момента в большой степени отражает реальный результат тюнинга. Именно при его увеличении, особенно в зоне малых оборотов, двигатель становится более приемистым, т.е. способным быстрее разгонять автомобиль. Chip-tuning как раз и обеспечивает увеличение крутящего момента и смещение его максимальной величины в сторону низких оборотов. У нас есть возможность устанавливать в автомобиль систему выбора программы работы мотора. Ее особенность в том, что водитель может самостоятельно менять "характер" двигателя. Есть желание "погоняться" - переключил ECU в спортивный режим. Хочется спокойной, экономичной езды - включил режим "эконом" или "стандарт".

У некоторых может возникнуть вполне справедливый вопрос: что дает chip-tuning обычному водителю, который не "болен" спортивным азартом и высокими скоростями? Попытаемся ответить. Во-первых, более высокие тягово-скоростные характеристики облегчают процесс управления автомобилем в городе. Во-вторых, на трассе с интенсивным движением появляется больше возможностей совершать резкие ускорения при обгонах. В-третьих, легче двигаться при полной загрузке автомобиля. Кроме того, после нескольких лет эксплуатации некоторые авто владельцы начинают жаловаться на недостаток мощности "родного" мотора - эффект привыкания. Во всех этих случаях chip-tuning - это реальный шанс изменить характер машины. :D